Сочельник - день накануне праздника Рождества Христова. Название «сочельник» происходит, как полагают, от слова «сочиво» - это особая зерновая каша, обычно с медом и фруктами.
Традиционно вкушать «сочиво» положено в канун праздника только после
литургии, которая соединяется с вечерней. Традиция не вкушать пиши до
первой вечерней звезды, связана с воспоминанием о явлении звезды на
Востоке, возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не
предписана.
Весь ритуал трапезы Сочельника возглавляет отец семейства. Перед самым
началом застолья читают отрывок Евангелия от Святого Луки о Рождестве
Христа и творят общую семейную молитву.
Во время ужина присутствующие обмениваются облатками. Облатки - это пластинки пресного хлеба, с фигурным рисунком, они символизируют тело Христа. Отломив кусочек облатки, тот, кому ее дарят, произносит доброе пожелание. Это очень трогательное и важное событие вечера.
Повсеместно распространен и обычай оставлять за рождественским столом
незанятое место. Если кто-нибудь придет в дом в Рождество, то будет
принят, как брат. Этот обычай - знак памяти о близких и дорогих людях,
которые не могут в этот день встретить праздник вместе с семьей. Сочельник в Болгарии. Сочельник (или, как его называют по-болгарски,
«Быдни вечер», «Малая Коляда») - один из самых устоявшихся семейных
праздников в национальном праздничном своде болгар. Это своеобразный праздник накануне праздника: он весь посвящен приготовлениям к большому празднику - Рождеству Христову, Коляде.
Приготовления касаются и мужчин, и женщин. Мужчины, как правило,
собираются группами, режут поросенка к праздничному столу на следующий
день и свежуют его. В это время женщины пекут обрядовые хлеба и готовят
постные блюда к Сочельнику. А хозяин дома готовит «быдник» («божик») -
толстое (обычно дубовое) полено для праздничного очага. Этот «быдник»
олицетворяет «Молодого Бога», которому предстоит этой ночью
возродиться. Когда хозяин входит с ним в дом, то обязательно
спрашивает: «Славите ли вы Молодого Бога?», на что следует
незамедлительный ответ: «Славим, славим, добро пожаловать!». В прошлом
«быдник» даже поливали мирровым маслом и обвивали его белым льняным
полотном. Внесение этого полена-символа в дом олицетворяет увеличение
урожая и прибавление скота в будущем году. Вечером, когда зажигают очаг
(камин), «быдник» кладут посередине так, чтобы горел всю ночь.
Очень интересны блюда, которые ставятся на стол этим вечером. Почетное
место занимает обрядовый хлеб - «божичник», который замешан на
«молчаливой воде» (ее приносят утром девушки с колодца, но при этом они
ни с кем не должны обмениваться словами). Это большой круглый обрядовый
хлеб, разукрашенный сверху фигурками, символизирующими стога сена,
скот, дом, соху так, чтобы потом, когда его разломают, каждому
досталась часть всего этого добра. Отдельно пекутся караваи, которые
дарят колядовщикам.
Хозяйка дома готовит к столу нечетное количество постных блюд. Обычно
это красный болгарский перец, начиненный зрелой фасолью или рисом,
постные голубцы, компот из сушеных фруктов (слив, груш и яблок), фасоль
или чечевица, свежие фрукты и орехи. На стол всегда ставят тарелочку с
медом, головки чеснока и лука. Особо домовитые хозяйки не пропускают
случая поставить на стол и «тиквеник» - слоеный сладкий пирог с
начинкой из тыквы. Вообще, чем больше блюд на столе, тем лучше - нужно,
чтобы год уродился на славу.
Подобными словами начинается и ужин. После молитвы хозяин дома
поднимает обрядовый хлеб и перед тем, как разломить его, наговаривает:
«Пусть в новом году уродится все - и хлеб, и виноград, и кукуруза.
Пусть хлев будет полон скотом. Господь наш, прейди к нам и поужинай
вместе с нами».
Первый кусок обрядового хлеба ставится перед домашней иконой, часть
хлеба идет на корм домашнему скоту, а остальное распределяется между
членами семьи. С некоторого времени в хлеб кладут и монету. Кому она
попадется, тому в следующем году будет везти во всем. После ужина все
уже в ожидании колядовщиков.
|