Говоря о раннем развитии, педагоги и психологи подразумевают специальные методики обучения ребёнка в первые годы жизни- с 12 месяцев до школы. Такое обучение в первую очередь заключается не в приобретении малышом навыков чтения, счёта или письма, а в его гармоничном развитии и познании окружающего мира и себя самого. Противники раннего развития считают, что на формирующуюся нервную систему ребёнка ложится лишняя нагрузка. Но грамотно выстроенная программа позволяет малышу получить столько информации, сколько он может усвоить, не напрягаясь при этом. Но определить количество информации может только специалист. Рассмотрим основные методики раннего развития, элементы которых используются чаще всего. Что за программа? *Самая известная- система Марии Монтисссори, рассчитанная на детей с трёх лет. Её основу составляют игры, развивающие образное мышление. Педагогу отводится роль пассивного наблюдателя и помощника. Главный принцип:"Помоги мне это сделать самому." *Методика Никитиных строится на обучении ребёнка с момента рождения. Много внимания уделяется физическому развитию и закаливанию, питанию, режиму дня. Методика предполагает постоянное присутствие родителей в жизни ребёнка- участие в играх и повседневных делах, создание для малыша условий, ускоряющих его развитие. *При обучении детей по методике Гленна Домана используются изображения предметов, слов, букв, цифр- "стимуляция" зрения повышает активность мозга и ускоряет его развитие. Важная составляющая системы- физическое развитие. Возможность свободно двигаться- основа крепкого здоровья и гармоничного развития ребёнка. *Рудольф Штайнер с его вальдорфской педагогикой предлагает беречь детей от грамоты и арифметики как можно дольше, развивая в них творческое и эмоциональное начало (дети лепят из пластилина, мастерят игрушки из подручных материалов и т. д.). *На раннее обучение детей чтению, письму, основам математики рассчитана методика другого педагога- Николая Зайцева. Он считал основой языка слоги ("склады"), игровое использование которых в виде кубиков и таблиц помогает малышу овладеть устной и письменной речью. Математика даётся в виде наглядных примеров, позволяющих понять свойства чисел и математических действий. Только недолго. Выбирая развивающий цент, посчитай, сколько времени займёт дорога,- долгие поездки не для маленького ребёнка. Узнай о продолжительности занятий. Для крохи до трёх лет время обучения не должно превышать двух часов, обязательно разбитых на кусочки по 20-25 минут. Причём физическая нагрузка должна чередоваться с логическими заданиями. Справимся сами! Нет возможности куда-то ездить? Занимайтесь дома. Выбери темы "уроков" (звуки, цвета, форма предметов и т. д.). Создай атмосферу погружения в тему. Если малыш знакомится с цветом или формой, окружи его предметами разной палитры и конфигурации. Помоги крохе применить "на практике" новое понятие- поиграть, создать что-то своё, даже похулиганить. Какая-то тема даётся с трудом? Временно отложи её. Имей в виду: ни одна программа не работает комплексно- одни ориентированы на навыки чтения и письма, но при этом заметно отстают в творчестве. Другие делают упор на творчество, игнорируя остальные аспекты жизни. Твоя задача- сделать развитие крохи максимально гармоничным. "Лиза", 2010.