Убирая за собой- это лучшая помощь!- призываем мы малыша и понимаем: нас не слышат. Для ребёнка "помощь" означает нечто более важное, сделанное для других или вместе с ними. Малыш уже с двух-трёх лет стремится внести свой вклад во "взрослое" дело в надежде услышать за свой поступок слова одобрения. Это важный шаг в развитии крохи, поэтому принимайте его помощь там, где только возможно. Игрушкам пора идти спать. Двух-трёхлетка совсем не способен делать что-либо только потом, что "надо". Попробуйте приучить его к заведённому порядку: вначале дела, потом- развлечения. То есть гулять вы пойдёте, только убрать книжки с пола и водворить игрушки на отведённые им места. Свой интерес: кто быстрее? *В четыре-пять лет чадо способно делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо, однако его усилия всё ещё должны подкрепляться интересом: кто быстрее уберёт игрушки в ящик? Как лучше нарезать огурец: дольками, кружочками или ещё как то? Эти игры-задания помогут превратить простые обязанности в интересные занятия. *Шести-семилетний ребёнок охотно включается в дело, которое подчеркнёт его взрослость. Дайте возможность своему "большому человеку" продемонстрировать умение: выделите дочке отдельную доску для экспериментов с тестом, попросите сына раз в неделю ходить вместе с вами за продуктами и так далее. *Не стоит критиковать то, что делает ребёнок, или демонстративно переделывать не очень качественную работу: умение придёт со временем, а неосторожное слово способно напрочь отбить у сына или дочки желание не только помогать взрослым, но и вообще делать что-либо. На заповедной территории. Порядок в комнате ребёнка- особая тема в отношениях детей и родителей. Постепенно приучайте малыша к тому, чтобы все вещи находились на своих местах. Начните с игрушек. Наклейте на ящики или полки яркие картинки- кукла, кубик, машинка: они подскажут малышу, что именно должно помещаться в этом ящике. По мере взросления перекладывай ответственность за поддержание порядка в комнате на самого ребёнка. Подростки особенно болезненно относятся к "посягательствам" родителей на свою территорию, поэтому стоит договориться о тех требованиях к порядку, которые будут приемлемы для обеих сторон. А.Барыбина, психолог. Кстати. *Хаос как двигатель прогресса. Кое-кто из психологов считают: от ребёнка нельзя требовать порядка в игрушках. Кроха развивается по вселенскому закону: вначале его мир- первобытный хаос, затем он начинает упорядочиваться. Как совместить потребность в хаосе с порядком в доме? Ищите компромисс. На обоях рисовать нельзя, а на ватмане на стене можно. Игрушки с пола убрать надо, в "домик" под столом складывай только то, что считаешь нужным. *Подростку чистота не нужна. Он не замечает беспорядка. Исследования с помощью томографии показали, что у подростка лобная часть мозга, отвечающая за распределение последовательности действий, внимание, организованность, находится в развитии почти до 19 лет. Поэтому "взрослый ребёнок" просто не знает, как навести порядок. "Даша", 2010.