Заслуженный Асисяй Советского Союза.
У Вячеслава Полунина образ меланхоличного и загадочного клоуна.
В 1968 году Вячеслав с друзьями создает клоун-мини-театр "Лицедеи", который сразу же нашел живой отклик у зрителя.
Но поистине всенародную любовь Полунин получил, поставив трогательный и очень смешной номер "Асисяй". Впервые Вячеслав показал его в "Новогоднем огоньке" в ночь с 1980 на 1981 год. А появился "Асисяй" так. Перед съемками передачи Полунин позвонил на телевидение и сказал, что у него есть один номер. Но на самом деле номера еще не было! А Вячеславу ответили: "Приезжайте через неделю". За неделю и был придуман Асисяй.
Из цирка в кино
Первым из лучших в те года был Юрий Никулин. Его клоунская карьера начиналась в труппе Карандаша. Впервые на арене он появился в ноябре 1948 года в клоунаде "Натурщик и халтурщик", которую сочинил его отец. В цирке же Никулин познакомился и со своей будущей женой.
Практически с самого начала Юрий Владимирович выступал в паре со своим другом, клоуном Михаилом Шуйдиным. Зрители сразу полюбили огромные ботинки и короткие полосатые брюки Никулина, в остальном же он был вполне интеллигентен: всегда выступал в пиджаке, белой рубашке с галстуком, в шляпе.
В кино артист впервые появился в 1958 году в комедии "Девушка с гитарой", где сыграл незадачливого, но невозмутимого пиротехника. Знаменитый режиссер-комедиограф Леонид Гайдай первым решился использовать клоунский талант Никулина, взяв его на роль Балбеса в короткометражке "Пес Барбос и необычный кросс". Так начался киновзлет артиста.
Его любили и уважали во все времена и обычные зрители, и руководители страны. Благодаря своему обаянию Никулин смог достать деньги в Фонд помощи ветеранам искусства арены и на реконструкцию цирка на Цветном бульваре, который после смерти Юрия Владимировича в 1997 году получил его имя.
Карандаш и Клякса.
Михаил Николаевич Румянцев, которого все знают по образу клоуна Карандаша, родился в 1901 году в Петербурге. После школы рисования и черчения работал плакатистом. А в конце 20-х годов XX века поступил на курсы циркового искусства, и началась его блистательная карьера.
Михаил Николаевич перепробовал не один комический образ. Он был Рыжим Васей, работал в маске Чарли Чаплина. Несколько лёт скитался по провинциальным шапито, пока не попал в Ленинград, где в 1934 году и появился на свет Карандаш. Это прозвище артист нашел в цирковом музее: увидел в альбоме карикатур подпись автора - Каран д'Аш. Прикидывая так и эдак, подумал, что карандаш - очень ходовой предмет, в особенности среди детворы, и решил остановиться на этом псевдониме.
Трогательно-забавный, этакий добродушный чудак, Карандаш выходил на манеж в сопровождении скотчтерьера, который на ковре смотрелся как большая черная клякса. Жена и ассистентка Михаила Николаевича Тамара предложила назвать этим именем собаку.Карандаш и Клякса- образы, которым было суждено остаться в истории.
Солнечный клоун.
Олег Попов, пожалуй, самый известный клоун СССР, потому что покорил любителей цирка по всему миру. Уже в 20 лет он выступил на арене с номером "Эксцентриада на свободной проволоке". А как клоун дебютировал в 1952 году в Саратове на гастролях, где он заменял заболевшего коллегу. Олег не знал ни одной репризы местного артиста, и ему пришлось срочно их разучивать.
Попов не сразу нашел необходимый образ веселого парня в клетчатой кепке. Кстати, на кепку Олег случайно наткнулся в массовке на "Мосфильме". С тех пор он с ней неразлучен и считает ее своим фирменным знаком.
А вот 'солнечное" прозвище прицепилось к нему на чужбине. Во время гастролей в Лондоне в одной из газет вышла рецензия, которая называлась так:"В туманном Лондоне появился солнечный клоун". Так его назвали из-за репризы, где Попов поймал солнечного зайчика и унес его с арены в своей сумке. С тех пор наш клоун сам стал "солнечным".
Сейчас он проживает в Германии, в маленькой горной деревушке недалеко от Нюрнберга, и иногда выбирается на гастроли.
Клоун с осенью в сердце.
Так называли уникального комика-мима Леонида Енгибарова.
Его репризы не ставили цели выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать. Это была не традиционная пантомима. Это был грустный клоун, после реприз которого наворачиваются слезы...
Не произнося ни слова, он говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете... Однако те, кто привык в цирке развлекаться, а не размышлять были поначалу сильно разочарованы. И многие коллеги Леонида даже советовали ему сменить амплуа, но он не последовал советам И вдруг на международном конкурсе клоунов в Праге в 1964 г. Енгибаров получил 1-ю премию. Это был ошеломительный успех для 29-летнего артиста. После этого к нему пришла слава.
Попробуем описать одну из его миниатюр.Человека мучает сильно жажда, и он замечает на высоком постаменте кувшин с водой. Он тратит много сил, чтобы добраться до вожделенного сосуда, карабкается на постамент, падает, вновь поднимается, и так много раз. Наконец ему удается достать кувшин, он бережно берет его в руки, предвкушая долгожданный момент. И тут появляется маленькая девочка. Она подходит и просит отдать кувшин ей. Конечно, клоун отдает воду ребенку. А девчушка садится в сторонке и начинает поливать водой из кувшина куличи из песка, чтобы лучше лепились. Кульминацией этой репризы стало то, что клоун, глядя на девочку, начинает улыбаться... "Клоун с осенью в сердце"- называли Енгибарова зрители.
В июле 1972 года Леонида Енгибарова не стало- он умер от сердечного приступа в 37 лет.
По материалам "Родной газеты".