Александр- "мужественный, защитник". Древнегреческое- "защитник людей". К русским христианством принесено из Византии. Стало особенно частым после побед Александра Невского. Среди русских мальчиков, рожденных в 1981г., заняло I место по частоте. Алексей- "защитник". Древнегреческое Алексиа- "защита, помощь". К русским принесено христианством из Византии. Теперь- одно из самых частых. Анатолий- по- древнегречески- "восточный". Происходящий из Малой Азии. Хотя к русским принесено христианством, употребляли его редко, в сельской местности совсем не употреблялось. С конца позапрошлого столетия получило некоторое распространение. Теперь его дают в среднем 5-6 из 1000 новорожденных мальчиков как в городе, так и в деревне. Андрей- "мужественный, храбрый". Древнегреческое Андрос- "мужчина". К русским христианством принесено из Византии. Распространилось широко.Сегодня- в числе почти самых частых. Антон- древнеримское имя рода Антоний(I век до н.э.-I век н.э.), превратилось в индивидуальное имя. К русским христианством принесено из Византии. Было нередким. Относительно часто в Москве(1981г.- в среднем 20 на 1000 новорожденных мальчиков), близко к этому в других крупных центрах, но в сельских местностях- 1 на 1000. Аполлинарий- "посвященный Аполлону". Аркадий- "житель Аркадии"(одной из областей Греции). Арсений- "мужественный, мужской". Древнегреческое Арсениос-"мужественный". К русским христианством принесено из Византии. Было и остается нечастым. Артем- "здоровый". Афанасий- "бессмертный".
Валентин- "здоровый, сильный!. Валерий- "здоровый, бодрый". Василий- "царский". Вениамин- "сын правой руки", то есть "сын любимой жены". Викентий- древнеримское имя (латинское Вицентиус- "побеждающий"). К русским христианством принесено из Византии. Согласный К перед гласным переднего ряда перешел в Ц, но в греческом языке сохранилось К (так латинское Цезарь, а греческое- Кесарь), воспринятое и русскими. Имя частым не было. Исключительно редко и сегодня. Виктор- древнеримское имя (латинское Виктор- "победитель"). К русским христианством принесено из Византии, но оставалось малоупотребительным. В прошлом столетии стало чаще, потом снова пошло на убыль. Теперь его частота все же значительна (от 12 до 19 на 1000 новорожденных мальчиков). Виссарион- "лесной". Виталий- "жизненный". Владимир- "владеющий миром". Средневековое составное имя. По одной из гипотез, от славянских слов "владеть и мир". Согласно другой- от слов германских языков "знаменитый" или "предсказывать". Вошло в "святцы" как имя киевского князя Владимира(1015), крестившего Русь и за это объявленного святым. Удивительно, что в "святцы" вошло не христианское имя Василий, которое он принял при крещении, а ... языческое! Несколько веков имя оставалось только княжеским. На все слои населения распространилось в XIX веке. Сейчас оно в десятке самых частых. Всеволод- "всем владеющий". Вячеслав- "более славный".
Галактион- "млечный, молочный" Гелий- "солнце" Геннадий- "благородный" Георгий- "земледелец"(русские формы Егор, Юрий). Герасим- "почтенный". Григорий- "бодрствующий, неспящий". Древнегреческое Грегориос- "бодрствующий, пробужденный". К русским христианством принесено из Византии. Было очень частым. Сейчас получают в среднем 2 из 1000 новорожденных мальчиков.
Давид- "любимый". Денис- древнегреческое имя Дионис- так звали бога виноградарства и виноделия. Одно из наиболее частых имен древних греков; 43 его носителя попали в пришедшие из Византии списки православных "святых". Каноническая форма- Дионисий. В начале XIX века популярности имени способствовал Денис Давыдов, герой партизанской войны против Наполеона, поэт, друг Пушкина. Впоследствии имя стало очень редким. Успех в 1961г. книги В.Ю.Драгунского "Денискины рассказы" обеспечил имени огромное распространение: почти забытое прежде, оно вошло в десятку самых частых. В городах его получают в среднем 32-38 из 1000 новорожденных мальчиков, в сельской местности- 11 из 1000. Дмитрий- "принадлежащий Деметре, богине земли".
Евгений- древнегреческое Эвгенес- "благородный". К русским христианством принесено из Византии. Несколько столетий оставалось исключительно редким, только в XIX веке вошло в употребление у городского населения, шире- в XX веке. Теперь принадлежит к десятку самых частых(интересно, что оно чаще в сельских местностях, чем в городах). Елисей- "спасение".
Иван- "дар богов". Древнегреческое Иеханан- "Яхве(бог) милосерден". У других народов: французское Жан, испанское Хуан, португальское Жоан, английское Джон, итальянское Джованни, польское Ян, румынское Иоанн. "Святцы" содержат 63 "святых" с этим именем, столько дней в году полагалось давать его при крещении. Распространению его у русских способствовал успех московского князя Ивана Калиты(XIV век), положившего начало объедиения русских земель; вслед за ним на московском троне побывали еще 5 Иванов. Имя стало частым у русских, его носили 25% крестьян, то есть каждый четвертый был Иваном. К концу прошлого столетия ощутимо утратило свои позиции. Но в недавние годы возрождено в крупных городах. Игорь- от скандинавского "вар"- воинство, сила. Древнескандинавское Ингвар(бог плодородия Инг и варр- "осмотрительный, бережный"). Стало имеем многих русских князей в X- XII веках; одного из них, убитого народом в 1147г., церковь объявила святым, но в широкие слои населения имя, и став каноническим, не перешло. Несколько участилось его употребление лишь с начала прошлого столетия. Теперь его получают в среднем 2 из 1000 новорожденных мальчиков. Иларион- "веселый, радостный". Иннокентий- "невинный". Ипполит- "распрягающий коней".
Каллистрат- "прекрасный воин". Кирилл- древнегреческое Кириос-"господин". К русским христианством принесено из Византии. Было нередким. К нашему времени в сельских местностях- лишь единично, но в городах значительно увеличилась популярность этого имени. Константин- "постоянный".
Лев- "царь зверей, могучий храбрец". Леонид- древнегреческое- "потомок льва". Хотя принесено к русским христианством из Византии, в течение тысячелетия почти не входило в употребление и некоторую частоту приобрело лишь в начале XX века. Теперь его получают 1-3 из 1000 новорожденных мальчиков.
Максим- "величайший". Древнеримское(латинское) Максим- "наибольший, самый крупный". К русским христианством принесено из Византии. Частое в XIX веке, в прошлом столетии несколько уступило позиции, но пользуется значительным успехом. Максимиллиан- "потомок высочайшего". Михаил- древнееврейское- "подобный богу"(по библии, имя главного из четырех архангелов). К русским христианством принесено из Византии, но частым стало гораздо позже, когда под ордынским гнетом русские надеялись на поддержку со стороны Византии, где несколько императоров носили это имя. В прошлом и сегодня оно занимает место в десятке самых частых мужских имен.
Никита- древнегреческое Никао- "побеждать". К русским христианством принесено из Византии. Формировавшаяся на протяжении нескольких последних столетий русская норма имен постепенно вытесняла мужские с несвойственным им окончанием слов женского рода на а, но это имя держалось дольше других, даже дожило до нашего времени, хотя и единично. Николай- древнегреческое составное Николаос- "победитель народов". К русским христианством принесено из Византии, долго оставалось очень редким. Распространение получило с XVIII века. Со свержением Николая II резко пошло на убыль, но его еще долго поддерживала связь с церковными праздниками "зимнего и вешнего Николы" преимущественно в сельских местностях. С недавних пор участилось в городах.
Олег- "священный".
Павел- "малыш". Древнеримское(латинское) Паулус-"маленький". К русским христианством принесено из Византии. Краткость и простота произношения делают это имя даже более частым теперь, чем в прошлом. Петр- "камень". Платон- "плечистый". Прохор- "запевала".
Роман- древнеримское(латинское) Романус- "римский, римлянин". В "святцах" много святых с этим именем, так как христианство возникло и распространилось в Римской империи. К русским пришло из Византии, став частым именем князей с XII века. В наши дни стало забываться, однако недавно его восстановили среди некоторой части городской интеллигенции.
Семен- "услышанный". Серафим- "огненный, пламенный". Сергей- "высокий, высокочтимый". Древнеримское имя Сергиус(V-I века до н.э.), сделавшееся у римлян личным. К русским христианством принесено из Византии. Каноническая форма Сергий с ударением на первом слоге; в разговорной речи ударение было передвинуто, изменена ударная гласная. Позже имя стало частым. У новорожденных 1961г. занимало I место, которое теперь у него оспаривает имя Александр. Стефан- Степан- "венок".
Тимофей- древнегреческое Тимофеос- "почитающий бога". К русским христианством принесено из Византии. Сегодня его частота не велика.
Феликс- "счастливый". Филипп- "любитель лошадей"
Ярослав- старославянское Ярый- "горячий, неистовый". Это языческое имя Киевского князя Ярослава(около 978- 1054гг.) включено в "святцы" вместо его церковного имени Георгий. На протяжении нескольких столетий было не употребительным, недавно снова начало появляться в городах.